nushakul Кульчицкая Анна (nushakul) wrote,
nushakul Кульчицкая Анна
nushakul

Categories:

Предложения ОООЗС «РВС» по результатам общественных слушаний в ОП РФ "Как образовывать родителей?".

Предложения ОООЗС «РВС»

для включения в «Рекомендации по результатам общественных слушаний «Образовательные программы для родителей как часть комплексной общественно-государственной системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей».

14 декабря 2016 года в ОП РФ, Комиссия по развитию науки и образования провела общественные слушания «Образовательные программы для родителей как часть комплексной общественно-государственной системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей».

В ходе общественных слушаний участникам был предложен проект «Концепция системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей», который подготовлен Институтом образования Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики, а также проект «Рекомендации» по результатам прошедших слушаний.


ОООЗС «РВС» провела комплексный анализ предложенного проекта «Концепция системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей», а также материалы Ресурсного центра Родительского университета (ссылка https://ioe.hse.ru/modernchildhood/rodituniver), изучила материалы участников Общественных слушаний в ОП РФ от 14.12.2016 и считает возможным рекомендовать:


     1. Доработать проект «Концепция системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей», без внесения правок, определения содержания просветительских, образовательных  и консультационных программ считать проект «Концепция системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей» недопустимым к использованию в системе просвещения родителей.

«Концепция системы профессиональной помощи в воспитании детей» (далее «Концепция ППВД»), предложенная Институтом образования НИИ ВШЭ обосновывает актуальность создания системы родительского просвещения и образования (Родительские университеты) тем, что «молодые родители оказываются перед необходимостью самостоятельно выстраивать свои родительские стратегии, не опираясь на долгий опыт предшествующих поколений и не имею достаточных знаний и опыта для осуществления этого выбора».

Родители РФ (а также будущие родители, потенциальные родители и т.д.) представлены разработчиками «Концепции ППВД» объектами, не имеющими собственных представлений об образе традиционной для граждан России семьи, ее структуре, особенностях, ее семейном укладе, а также об образе традиционного гражданина РФ, как объекта семейного воспитания.


     Данное утверждение, на основе которого строится все содержание «Концепции ППВД», представители ОООЗС «РВС» считают в корне неверным, спорным и опасным для граждан РФ.      ОООЗС «РВС» 22.06.15 – 07.07. 2015 года был проведен социологический опрос общественного мнения по вопросам образования (АКСИО – 6) (главные результаты опроса можно посмотреть по ссылке http://r-v-s.su/sites/default/files/axio-6_web.pdf). Всего опрошено 24506 человек в 75 регионах Российской Федерации.

При расчетах выборка была «отремонтирована» по полу, возрасту и городскому/сельскому населению. После «ремонта» выборка репрезентативна генеральной совокупности — населению Российской Федерации старше 14 лет — по полу, возрасту и соотношению городского и сельского населения.
Российское общество — и молодежь, и старшие поколения — в целом едины во мнениях относительно того, что должно быть целями образования, хотя молодое поколение, которое и стало «получателем» реформированного образования, успело несколько отравиться его плодами.

В опросе участвовали просто граждане (принципиально отчужденные от процесса управления обществом и государством) — всего лишь реальные и потенциальные «пользователи» системы образования. Соответственно, их мнения о том, к каким целям должна стремиться система образования в России, — это отражение их представлений о том, что такое человек и как нужно «правильного» человека выращивать, то есть отражение не их специальных знаний, а их базовых ценностей.
Однако это нисколько не умаляет значение результатов нашего опроса. Потому что те базовые ценности, опираясь на которые люди отвечали на вопросы анкеты, — существуют. И именно они управляют, в конечном счете, поведением и мнениями людей. Соответственно, выявленная в опросе картина мнений о целях, которые должна ставить перед собой система образования, — это реальность.

На первых местах (то есть большинство — «полностью согласны») во всех возрастных группах — воспитание гармонично развитого человека-творца, развитие способностей каждого и передача культуры и системы знаний человечества. На последних местах (то есть большинство — «совершенно не согласны»), и граждане всех возрастов в этом совершенно единодушны — подготовка к безопасной жизни, воспитание «успешного» члена общества и «квалифицированного потребителя».
В середине — самые большие расхождения. И вызваны они в основном целями, связанными с воспитанием «гражданственности и патриотизма», о которых громко заявлено в пункте 3 «государственной политики» Закона об образовании. Так вот, судя по результатам нашего опроса, современное российское образование воспитывает граждан в прямо противоположном закону направлении.  Посмотрите: цель «воспитание настоящего гражданина и патриота» у самых старших имеет ранг 2, а у самых младших — то есть тех, кто полностью или частично «принимал» уже пореформенное российское образование, — ранг 6! А задача «воспитания полноценного гражданина мира», то есть «безродного космополита», как сказали бы в иные времена, у старшего поколения имеет ранг 7, а у получивших «реформированное образование» младших поколений — ранг 5. Каким же образом в современном российском образовании соблюдается заявленный в законе принцип «гражданственности и патриотизма», если эффект от этого образования обратный — понижение гражданственности и патриотизма (в сравнении со старшими поколениями)?


     Опираясь на данные опроса и выявленные тенденции понижения гражданственности и патриотизма, считаем крайне важным четко и понятно, максимально однозначно определить содержание предполагаемых к использованию в системе родительского просвещения и образования (Родительских университетов) программ.


    В предложенном к обсуждению общественностью проекте «Концепция системы профессиональной помощи в воспитании детей» предлагается не только представлять родителям возможность получить профессиональную консультационную помощь по запросу самих родителей в случае необходимости у квалифицированных работников системы образования РФ, но и особый акцент делается на необходимости введения тренингов («так и тренинговые занятия, гармонизирующие родительско-детские отношения и формирующие ответственную позицию родителя»), образовательных программ для родителей. Система формирования «модели хорошего родителя» и «выстраивание собственной ответственной позиции» родителя предполагает наличие образовательных программ с определенным содержание.


     При этом СОДЕРЖАНИЕ образовательных программ нигде не определено и не даны критерии отбора подходящего содержания. Более того,  в тексте «Концепции системы профессиональной помощи в воспитании детей» содержатся отсылки к опоре на опыт «разнообразия моделей воспитания в разных странах и современных трендов… учет странового разнообразия и местных традиций», т.е. предлагается опираться при создании ФОРМИРУЮЩИХ РОССИЙСКУЮ СЕМЬЮ И ГРАЖДАН РФ образовательных программ на опыт ДРУГИХ СТРАН. В частности, изучение материалов Ресурсного центра Родительские университеты дает возможность обратиться и к первоисточникам, материалы которых использованы при создании данного проекта.
Например,
1. Бандура А. Теория социального научения. [Текст] / А. Бандура. – СПб: Евразия, 2000. – С. 32, С. 85-132.

2. Bandura, A. (1995) Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In: Self-efficacy in Changing Societies (ed. A. Bandura) [Text] / A. Bandura, pp. 1–45. Cambridge University Press.
3. Bandura A., Caprara G.V., Barbaranelli C., Regalia C., Scabini E. (2011). Impact of  Family Efficacy Beliefs on Quality of Family Functioning and Satisfaction with Family Life [Text]/ A.Bandura, G.V.Caprara, C.Barbaranelli, C.Regalia, E.Scabini // Applied Psychology
4. Cunningham, C. E. (2006). COPE: Large group, community based, family-centred parent training. [Text]/ C.E. Cunningham. In R. A. Barkley (Ed.) Attention Deficit Hyperactivity: A Handbook for Diagnosis and Treatment. New York: Guilford Press.
5. Busch F.N., Milrod B.L., Sandberg L.S. (2009). A Study Demonstrating Efficacy Of A Psychoanalytic Psychotherapy For Panic Disorder: Implications For Psychoanalytic Research, Theory, And Practice [Text]/ F.N. Busch, B.L. Milrod, L.S. Sandberg // Journal of the American Psychoanalytic Association. Vol.57. No 1. P. 131-148
6. Madsen W.C. (1999). Collaborative Therapy with Multi-stressed Families. [Text]/W.C. Madsen. NY: Guilford Press.

7. Wilson S.R., Gettings P.E., Guntzviller L.M., Munz E.A. (2014). Parental selfefficacy and sensitivity during playtime interactions with young children: unpacking the curvilinear association [Text]/ S.R. Wilson, P.E. Gettings, L.M. Guntzviller, E.A. Munz // Journal of Applied Communication Research. Vol. 42. No. 4. P. 409–431.
8. Group-based parent training programmes for improving parental psychosocial health (Review) Barlow J, Smailagic N, Huband N, Roloff V, Bennett C.
А также разработки российских авторов, развивших теорию социального научения Бандуры А. (Albert Bandura)  и т.д., и т.п.

       При этом, ОООЗС «РВС» обращает внимание, что на территории РФ действует Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
В данном указе говорится о:
«Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм». (п. 11)

III. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты


30. Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются:
сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

70. Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы:
повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии;
повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий;

76. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются:
сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;
сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;
повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

77. Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.

78. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

79. Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

80. Для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей. Усиливается координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации государственной культурной политики.


В проекте «Концепция системы профессиональной помощи в воспитании детей» не оговорено содержание образовательных программ, говорится только о «широком спектре знаний в области психологии и педагогики детей разного возраста» без уточнения.

Далее в разделе 6 «Модели организации системы и механизмы профессиональной помощи родителям в воспитании детей» говорится о различных путях реализации ОБРАЗОВАНИЯ родителей, которые предполагают различную степень включенности (в том числе и финансовой) государства в сам процесс, а также степень включенности негосударственных организаций. Чем выше включенность государства, тем выше дополнительные расходы из бюджета на организацию данного образования, чем выше включенность НКО, тем меньше затрат для государства, но при этом и контроль за содержанием, качеством, процессом реализации у государства снижается прямо пропорционально затратам из бюджета.

     Соответственно, чем выше включенность НКО в деятельность по ведению тренингов, формированию (т.е. созданию) образа семьи, образа будущего гражданина РФ, тем меньше контроля у государства за качеством предоставляемой услуги, процессом формирования граждан РФ, конечным результатом. Существенно повышаются риски потери контроля над процессом, а это прямая угроза БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (см. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"). Ведь не известно, какую модель семьи будут настойчиво «прививать» российским родителям, граждан какой страны будут воспитывать в данных Родительских университетах, гарантировано ли будет формирование модели семьи с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.

Система же государственного субсидирования образовательной деятельности, выдача грандов и т.д. предполагает отчетность за выполнение государственного задания. Отчетность выражается в предоставлении количества человек, получивших услугу. В связи с тем, что организации, выполняющие государственное задание должны будут отчитаться в «человеко-душах» за полученные финансовые средства, возникнет необходимость найти этих людей – родителей. Соответственно, возникают риски прямого воздействия на родителей из незащищенных слоев населения (родители, потенциальные родители и дети из неполных семей и т.д.), льготных категорий граждан, семей групп риска и т.д.  с целью привлечения их к обязательному образовательному процессу по программам с неопределенным на данный момент содержанием, что недопустимо и нарушает принцип невмешательства в дела семьи.

В проекте «Концепция системы профессиональной помощи в воспитании детей» предлагаются к ознакомлению результаты опроса, проведенного создателями данного проекта. Внимательное изучение предложенных к обсуждению результатов показывает, что родители в данный момент больше озадачены даже не ответом на возникшие у них вопросы, связанные с развитием детей. Родители, принимавшие участие в опросе больше заняты поисками привычных для них специалистов, которые до реформ последних лет в достаточном количестве присутствовали в государственной системе образования, как то:
- педагог-психолог,

- учитель-логопед,
- учитель-дефектолог.

А также в системе здравоохранения врач – логопед, физиотерапевт и система физиотерапевтической помощи родителям, в том числе направленная на профилактику и лечение нарушений речи, психоневрологических заболеваний и т.д.
В ходе реформ последних лет в системе образования, направленных на оптимизацию деятельности образовательного учреждения, которая выражалась, в том числе, и в "корректировке" штатного расписания, суть которой сводится к сокращению штатных единиц специалистов психолого-педагогического профиля возник острый дефицит консультативной помощи, которая ранее предоставлялась родителям данными специалистами.

В государственных образовательных учреждениях практически полностью расформирована система Консультативных пунктов, ЦИПРов, логопунктов, лекотек. Нагрузка на оставшихся специалистов увеличена в несколько раз, время, отведенное на взаимодействие с родителями сокращено до количества, не отвечающего даже минимальному запросу родителей.


Разрушена система коррекционных учреждений, а также комбинированных образовательных учреждений с целью реализации инклюзивного образования. Но инклюзивное образование не обеспечено необходимым профессиональным кадровым ресурсом, соответственно, дефицит необходимой консультативной помощи по вопросам развития, воспитания, образования детей с ОВЗ также возрос.

Также хотелось бы обратить внимание членов ОП РФ на то, что в январе 2015 года в ОП РФ было проведено мероприятие, по итогам которого  вынесены следующие рекомендации «РЕКОМЕНДАЦИИ по итогам круглого стола «Роль системы образования в подготовке молодёжи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей» (https://oprf.ru/files/1_2016dok/rekomen_semeyn_cennosti28012016.pdf).
В данных рекомендациях также отмечено то, что «будущее нашей страны и наших детей непосредственно зависит от того, сможем ли мы сохранить и возродить традиционные семейные ценности и традиционную  культуру семейной жизни народов России, передать их новым поколениям» и рекомендовано, например, следующее.

«
1. Органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации - обеспечить законодательные гарантии соответствия образовательных программ и деятельности по воспитанию в системе образования традиционным российским семейным и нравственным ценностям, исключить возможность использования в практике обучения и воспитания в системе образования программ, пособий, учебных и методических материалов, противоречащих традиционным нравственным и семейным ценностям, религиозным и нравственным убеждениям родителей несовершеннолетних обучающихся;
- рассмотреть возможности обеспечения дополнительных законодательных 3 гарантий соблюдения в системе общего образования права родителей обеспечивать такое воспитание и образование детей, которое соответствует религиозным и нравственным убеждениями семьи».

С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте ОП РФ по вышеприведенной ссылке.

В данном введении представлена только основные моменты, на которые в первую очередь необходимо обратить внимание создателям проекта «Концепция системы профессиональной помощи в воспитании детей».

На основании вышеизложенного ОООЗС «РВС» предлагает:


1.Определить критерии отбора содержания программ Родительского университета с учетом Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации",  Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, в которых говорится о  приоритете задач в государственной политике:
- «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;»
 - «утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании».

2.Разработать содержание программ просвещения родителей, направленное на реализацию задач по сохранение общероссийской идентичности народов Российской Федерации, основой которой является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.
Целями и задачами образовательных программ Родительского Университета  считать задачи, направленные на сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей. К ним  относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

3.При разработки программного содержания программ просвещения родителей опираться на опыт великих русских педагогов и психологов: Ушинский К. Д., Макаренко А. С., Пирогов Н. И., Одоевский В. Ф., Выготский Л. С. и др.


4.Контроль за содержанием образовательных программ, программ просвещения, консультирования родителей оставить за органами государственной власти.


5.Реализацию системы просвещения родителей проводить в государственной системе образования, используя кадровый ресурс государственных образовательных учреждений. Для этого рекомендуется расширение сети Логопунктов, Консультативных пунктов, ЦИПРов при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.


6.Консультативную и образовательную помощь родителям оказывать только по принципу заявительного порядка предоставления образовательных услуг. Это позволит родителям (лицам, их заменяющим) на свое усмотрение обращаться в органы, предоставляющие услуги. И ограничит родителей от нежелательного навязывания предоставления образовательных услуг.


Кульчицкая А. М.

Tags: #Москва, #ОП РФ, #РВС, #РФ, #Родина, #Россия, #Форсайт2030, #будущее, #воспитание, #доклад, #законодательство, #образование, #образовательная_политика, #оптимизация, #подушевое_финансирование, #правительство, #разрушитель_образования, #реформа, #реформа_образования, #реформатор, #родители, #сопротивление, Путин, безопасность_РФ, государство, дети, президент, родители, семья, угроза_безопасности_РФ, указ_президента
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments